Опыты для детей с йодом. Open Library - открытая библиотека учебной информации Опыт для детей «Заметаем следы»

Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии

Лабораторная работа № 1.

Определение состава семян пшеницы

Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.

Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.

Инструктивная карточка

1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?

Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки

2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?

Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле

Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с водой. Как изменилась окраска содержимого в стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы увидите на марле тягучую клейкую массу – клейковину, или растительный белок.

3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).

Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге

Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах. Начертите схему в тетради и заполните ее.

4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.

Сделайте вывод о составе семян.

Таблица. Определение состава семян

5. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:

– какие три группы веществ входят в состав семян?
– какие органические вещества находятся в семенах?
– семена каких растений содержат много крахмала?
– семена каких растений содержат много белка?
– почему подсолнечник, лен, коноплю относят к масличным культурам?

Проверочные задания

Задание 1. Вставь пропущенные слова.

    В состав семян входят … и … вещества.

    К органическим веществам семени относятся …, …, … .

    Неорганическими веществам семени являются … и … .

    В присутствии йода крахмал … .

    Много крахмала в семенах таких растений, как … .

    Много белка в семенах таких растений, как … .

    Масличными культурами являются … .

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Если держать пробирку с семенами над огнем, то вскоре на стенках холодной части пробирки мы заметим:

а) клейковину;
б) капли воды;
в) белок.

2. При полном сгорании семян от них остается лишь немного:

а) золы;
б) масла;
в) клейковины.

3. Зола – это:

а) органические вещества;
б) минеральные вещества.

4. Клейковина представляет собой:

а) растительный белок;
б) жир;
в) углеводы.

5. При добавлении йода к раствору крахмала, раствор:

а) становится красным;
б) не меняет окраску;
в) синеет.

6. К масличным культурам относят:

а) картофель;
б) пшеницу;
в) подсолнечник.

7. Семена льна, подсолнечника, рапса, оливы богаты:

а) жиром;
б) белком;
в) минеральными веществами.

3адание 3. Восстановите логическую цепь:

Продолжение следует

Тема урока: Химический состав растений

Цели урока:

- изучить химический состав растений на основе изучения состава семян;

- выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семенах;

Оборудование: стакан с водой, пробирка, марлевые салфетки, йод, спиртовка, семена пшеницы, подсолнечника, мука, белая бумага, клубни картофеля.

Ход урока:

I. Организационный этап.

1. Приветствие.

2. Проверка подготовленности к учебному занятию.

II. Актуализация субъективного опыта учащихся.

1. Сообщение темы урока: «Химический состав растений» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

2. Формулировка целей урока: цель нашего урока не просто узнать какие вещества входят в состав растений, но и доказать это опытным путём.

Полученные знания на уроке пригодятся вам при использовании веществ, входящих в состав растений, а также использовать растения по своему назначению.

III. Изучение нового материала.

Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров и углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.

Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу:


п/п

Что брали

Что делали

Что получили

Пшеница в пробирке

Нагревали на огне

На стенках пробирки появилась вода.

Семена в тигле

Нагревали на огне

Семена обуглились, осталась зола.

Тесто в марле

Промывали в стакане с водой.

Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса.

Стакан с мутной водой

Срез клубня

Капнули йод

Капнули йод

Вода посинела

Клубень на срезе посинел

Семянка подсолнечника

Раздавили на белом листе бумаги

Жирное пятно

Демонстрация опыта № 1

Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.

Вопрос: Что вы наблюдаете?

Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.

Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?

Ответ: Она была в семенах (из семян)

Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?

Учащиеся формируют вывод: В семенах содержится вода.

Какие ещё вещества содержатся в семенах?

Демонстрация опыта № 2

Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.

Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?

Вывод: В состав растений входят минеральные вещества.

Демонстрация опыта № 3

Для проведения этого опыта я приготовила муку.

Вопрос: Из чего делают муку?

Ответ: из зерён пшеницы.

Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.

(приглашаю ученика для поведения опыта)

Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).

Эта тягучая клейкая масса - клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.

Делаем вывод: в состав растений входит белок.

Демонстрация опыта № 4

Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.

(приглашаю ученика для проведения опыта)

Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.

Вопрос: что мы наблюдаем?

Ответ: вода посинела.

Йод является индикатором крахмала.

Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок - это органические вещества.

Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.

Проведение учащимися опыта № 5

У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.

Вопрос: Что вы обнаружили?

Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).

Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.

Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество - жир. Жир - это органическое вещество.

Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.

Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155, второй абзац.

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты - 90 % воды, в плодах огурцов - 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.

Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.

В семенах - 3 %

В корнях и стеблях - 5 %

В листьях - 10-15 %

Остальное приходится на органические вещества.

Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?

Ответ: органических.

Вопрос: В каких семенах больше воды?

Ответ: у зерновок пшеницы

Вопрос: А минеральных веществ?

Ответ: у семянок подсолнечника.

Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.

Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:

Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:

Белки - горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Жиры - подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя

Углеводы - пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.

IV. Закрепление изученного материала.

Выполнение задания № 102 в рабочей тетради.

Проверка заполнения таблицы.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. § 32, задание № 3 на стр. 157, повторить § 20 (зоны корня)

VII. Рефлексия.


Цели урока: Изучить химический состав растений на основе изучения состава семян; выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семени.

Оборудование: стаканы с водой, пробирки, марлевые салфетки, йод, сухое горючее, семена пшеницы или других растений, проростки Фасоли и пшеницы, семена подсолнечника, белая бумага, таблица “Строение семян”.

Ход урока:

1. Изучение нового материала.

Мы знаем, что все живые организмы имеют сходный химический состав.

Запись в тетрадь. Тема: Химический состав растений

Цель нашего урока, узнать из каких веществ состоят растения, на какие группы они делятся.

Внимательно следите за тем, что я буду, делать и говорить и по ходу рассказа надо будет заполнять таблицу.

Демонстрация 1 опыта:

Вы, конечно знаете, что у меня за семена.

Вопрос: Из каких веществ состоят эти семена? Что в них есть?

Семена кладут на дно пробирки и нагревают.

Вопрос: Что вы видите? (на стенках пробирки появилась вода)

Вопрос: Правильно. А откуда она взялась? (Она была в семенах)

Вывод: Вещество которое находится в семенах – это вода.

Вопрос: Какие вещества кроме воды находятся в семенах

Демонстрация 2 опыта:

Опыт: В маленький тигель кладут 10-15 семян пшеницы и нагревают. Когда при прокаливании начнут выделяться бурые пары, зажечь семена. Когда пламя погаснет показать ученикам обуглившие семена.

Вывод: В семенах есть вещества, которые могут гореть. Эти вещества обугливаются и сгорают. Такие вещества называют минеральными.

После сгорания минеральных веществ остается зола. Зола не горит. Зола- это минеральное вещество.

Демонстрация 3 опыта:

Показать муку.

Вопрос: Что это? (мука)

Из чего приготавливают муку? (из зерен пшеницы)

Как делают муку? (Семена пшеницы размалывают на мельнице.

Вывод: Значит все то, что есть в семенах, есть в муке.

Опыт. Взять пшеничную муку и замесить тесто. Затем тесто промыть в воде. После промывания опустить в чистую воду и промывать до тех пор, пока вода не будет мутнеть.

Вопрос: Что осталось в тряпочке?

Это вещество беловатое, тягучее (растянуть) и клейкое(потрогать).Это вещество растительный белок, который содержится в клейковине.

Вывод: В состав растений входит белок.

Опыт. Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т.к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.

Вывод: Йод является индикатором для крахмала. Следовательно,в состав растений входит крахмал и белок - это органические вещества..

В состав растений входит еще вещества.

Демонстрация 4 опыта:

Раздавить семена подсолнечника.

Вопрос: Что вы обнаружили? (Если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений добывают масло.

Вопрос: Какие это растения? (подсолнечник, лен, конопля)

Вывод: В семенах обнаружили еще одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы) минеральные вещества и вода.

Вопрос: Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды?

В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Листья капусты 90% воды, в плодах огурцов - 96% воды. Молодые растения содержат до 95-98% воды,а в одревесневших до 50%.

Вопрос: Почему? (вода необходима для всех жизненных процессов, происходящих в организме растений).

Работа с учебником.

Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений? Ответить на этот вопрос вы получите из учебника стр. 143(5 абзац) -144.

Записать в тетрадь.

Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица

Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лен, конопля, арахис, соя.

Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис.

Пшеничная мука содержит также немного жира.

Состав семян Какие запасные питательные вещества находятся в клетках эндосперма или зародыша?

Известно, что из размолотых зерен пшеницы получают муку. Это в основном измельченный эндосперм. Возьмем немного пшеничной муки, сделаем из нее комочек теста͵ завернем его в марлю и промоем в стакане с водой 101 . Вода помутнеет оттого, что из теста вымывается какое-то вещество. Вскоре на марле останется тягучая клейкая масса - клейковина, или растительный белок .

Добавим в стакан с мутной водой 2-3 капли раствора иода.

Содержимое стакана окрасится в синий цвет. Известно, что крахмал синœеет при действии на него иодом. Значит, в воде содержится крахмал. Окрасившийся крахмал постепенно осядет на дно стакана.

Но особенно богаты жирами семена подсолнечника, хлопчатника и ряда других растений.

Белок, крахмал и жиры - это органические вещества, которые содержатся в семенах всœех растений , но в семенах разных растений их содержание различно. В зерновках пшеницы много крахмала, значительно меньше белка и совсœем мало жира. В семенах фасоли много белка и меньше крахмала. В семенах подсолнечника много жира.

Человек выращивает растения для получения органических веществ. Чтобы получить муку и крупу, содержащие крахмал и белок, выращивают не только пшеницу, но и режь, ячмень, кукурузу, овес, просо, рис, гречиху. Горох, бобы, сою, фасоль, чечевицу высеивают, чтобы получить продукты, богатые белком.
Подсолнечник, хлопчатник, лен, арахис, сою и другие масличные культуры выращивают для получения растительных жиров.

Какие вещества, кроме органических, содержатся в семенах? Ответить на данный вопрос поможет простой опыт.

Положим в пробирку сухие зерновки пшеницы или семена другого растения и подогреем их на слабом огне. На стенках пробирки вскоре появятся капельки воды, так как вода, находящаяся в семенах, при нагревании испаряется. Образовавшийся пар соприкасается с холодными стенками пробирки, охлаждается и осœедает на стекле каплями воды.

Продолжим нагревание. Семена обуглятся, и в пробирке появится дымок. Это сгорают органические вещества семян: крахмал, белок и жиры. После сгорания органических веществ остается зола Она состоит из несгорающих минœеральных веществ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в состав семян входят органические вещества, минœеральные вещества и вода. В семенах разных растений содержатся неодинаковые количества воды, органических и минœеральных веществ.

Зерновки пшеницы содержат воды в два раза больше, чем семена пол солнечника. Органических веществ в семенах подсолнечника больше, чем в зерновках пшеницы. Органических веществ в семенах всœех растений значительно больше, чем воды и минœеральных веществ.

Кухня — это центр жизни нашей семьи. Здесь пьют чай, обсуждают последние новости и конечно же химичат.

Мы с Владиком химичим, начитавшись книг, а Макарка химичит по своей собственной программе — то соли в чай насыплет, то средство для посуды пробует на вкус. Весело у нас на кухне.

В продолжение темы индикаторов на кухне напишу об одном чудном веществе, с которым замечательно проводить опыты вместе с ребенком. Это крахмал — обычный картофельный. С кукурузным тоже можно провести фантастические опыты, но сегодня не о нем.

Опыты с крахмалом и йодом

С помощью йода можно заставить посинеть картошку.

От йода синеет крахмал - это вещество которого очень много в картошке. Поэтому опыты с посиневшей картошкой проводят часто. Мы решили пойти дальше и проверить продукты, которые нашли в холодильнике, на наличие крахмала. Мы капали йодом на лимон, дайкон, яблоко, сырой картофель, вареный картофель, вареную морковь, чеснок, колбасу, сало, хлеб, овсяные хлопья.

Яркое окрашивание у хлеба, картофеля, при том, что активнее прореагировали вареный картофель, овсянка, морковь. Можно сделать вывод, что в этих продуктах содержится крахмал, а в остальных его либо нет, либо количество незначительное.

Обратите внимание, что вареный картофель окрасился ярче, чем сырой. В одной книге нашла такое объяснение для деток. Крахмал находится в сырых овощах как-будто в коробочках, а при варке коробочки разрушаются, и йоду легче добраться к крахмалу и прореагировать с ним.

На эту тему провели еще один опыт.

Сварили клейстер из крахмала. На кружку воды взяли одну столовую ложку крахмала. Итак, в стаканчиках (слева на право):

  • клейстер + 2 капли йода,
  • крахмал в воде + 2 капли йода,
  • просто вода с йодом.

Кстати йод лучше растворяется в масле, чем в воде (вдруг кому пригодится).

Красиво получилось! И очень хорошо видно, что йод с крахмалом активнее прореагировал именно в клейстере.

Продолжим экспериментировать!

Попробуем обесцветить крахмально — йодную фиолетовость!



Черным-черно получилось! Отдельно приготовили раствор из 60 мл воды и 1000 мг аскорбиновой кислоты. Купили в аптеке драже аскорбинки (по 50 мг в каждой), измельчили 20 штучек. Только вот в начале моя математика дала огромный сбой, и я измельчила не 20 штучек, а 200 штук

Аскорбиновый раствор начинает бороться с йодом и побеждает его! Раствор почти обесцвечивается.

Многие, наверное и позабыли о простом рецепте клейстера из крахмала. Если да, то рады быть полезными. Друзья, мы стараемся показать вам, что наука — это весело. И если у вас есть интересные вопросы, на которые вы хотите получить экспертные ответы — напишите нам. Мы ответим на них в ближайших выпусках рубрики “ПочеМук ”. Давайте делать Веселую Науку вместе. +100500 к карме тем, кто делится статьями с нашего сайта в социальных сетях и рассказывает о нас своим друзьям. До скорой встречи, друзья.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!

Ваша Галина Кузьмина