Опыты для детей с йодом. Open Library - открытая библиотека учебной информации Опыт для детей «Заметаем следы»
Лабораторные работы для учащихся 6-x классов по личностно-ориентированной технологии
Лабораторная работа № 1.
Определение состава семян пшеницы
Цель: познакомиться с составом семян на примере семян пшеницы и подсолнечника.
Оборудование: семена подсолнечника и пшеницы, стакан с водой, спиртовой раствор йода, лист белой бумаги, пробирка, учебник Н.И. Сонина.
Инструктивная карточка
1. Наблюдайте за тем, как учитель проводит опыт (рис. 1). Он кладет сухие семена пшеницы в пробирку и начинает их нагревать. Семена обугливаются, появляется запах жженого. Что появляется на стенках пробирки? Как объяснить запах жженого? Что осталось в пробирке? Сделайте вывод: присутствие каких веществ в семенах можно обнаружить в этом опыте?
Рис. 1. Нагревание семян на пламени спиртовки
2. Возьмите немного пшеничной муки, добавьте в нее воды и сделайте небольшой комочек теста. Заверните его в марлю и тщательно промойте в стакане с водой (рис. 2). Как изменилась вода в стакане?
Рис. 2. Изучение растительного белка: А – приготовление теста; Б – полоскание теста в стакане с водой; В – определение крахмала; Г – клейковина (растительный белок) на марле
Капните 1–2 капли раствора йода в стакан с
водой. Как изменилась окраска содержимого в
стакане? Чем можно это объяснить?
Разверните марлю, в которой было тесто. Вы
увидите на марле тягучую клейкую массу –
клейковину, или растительный белок.
3. Возьмите семянку подсолнечника и заверните ее в лист белой бумаги. Надавите на нее тупым концом карандаша. Разверните лист бумаги и посмотрите, чем пропиталась бумага (рис. 3).
Рис. 3. Раздавленное семя подсолнечника оставляет жирное пятно на бумаге
Сделайте вывод о наличии разных органических веществ в семенах. Начертите схему в тетради и заполните ее.
4. Оформите работу. Начертите таблицу и внесите необходимые данные.
Сделайте вывод о составе семян.
Таблица. Определение состава семян
5. Выберите вопрос, на который вы хотели бы ответить:
– какие три группы веществ входят в состав
семян?
– какие органические вещества находятся в
семенах?
– семена каких растений содержат много крахмала?
– семена каких растений содержат много белка?
– почему подсолнечник, лен, коноплю относят к
масличным культурам?
Проверочные задания
Задание 1. Вставь пропущенные слова.
В состав семян входят … и … вещества.
К органическим веществам семени относятся …, …, … .
Неорганическими веществам семени являются … и … .
В присутствии йода крахмал … .
Много крахмала в семенах таких растений, как … .
Много белка в семенах таких растений, как … .
Масличными культурами являются … .
Задание 2. Выбери правильный ответ.
1. Если держать пробирку с семенами над огнем, то вскоре на стенках холодной части пробирки мы заметим:
а) клейковину;
б) капли воды;
в) белок.
2. При полном сгорании семян от них остается лишь немного:
а) золы;
б) масла;
в) клейковины.
3. Зола – это:
а) органические вещества;
б) минеральные вещества.
4. Клейковина представляет собой:
а) растительный белок;
б) жир;
в) углеводы.
5. При добавлении йода к раствору крахмала, раствор:
а) становится красным;
б) не меняет окраску;
в) синеет.
6. К масличным культурам относят:
а) картофель;
б) пшеницу;
в) подсолнечник.
7. Семена льна, подсолнечника, рапса, оливы богаты:
а) жиром;
б) белком;
в) минеральными веществами.
3адание 3. Восстановите логическую цепь:
Продолжение следует
Тема урока: Химический состав растений
Цели урока:
- изучить химический состав растений на основе изучения состава семян;
- выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семенах;
Оборудование: стакан с водой, пробирка, марлевые салфетки, йод, спиртовка, семена пшеницы, подсолнечника, мука, белая бумага, клубни картофеля.
Ход урока:
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
2. Проверка подготовленности к учебному занятию.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся.
1. Сообщение темы урока: «Химический состав растений» (учащиеся записывают тему урока в тетрадь)
2. Формулировка целей урока: цель нашего урока не просто узнать какие вещества входят в состав растений, но и доказать это опытным путём.
Полученные знания на уроке пригодятся вам при использовании веществ, входящих в состав растений, а также использовать растения по своему назначению.
III. Изучение нового материала.
Вы уже знаете, что все живые организмы имеют сходный химический состав. Они состоят из воды, минеральных и органических веществ (белков, жиров и углеводов). При проведении лабораторной работы, легко убедиться, какие именно вещества входят в состав растений.
Ваша задача внимательно следить за демонстрацией опытов и по ходу заполнять таблицу:
№ п/п | Что брали | Что делали | Что получили |
Пшеница в пробирке | Нагревали на огне | На стенках пробирки появилась вода. |
|
Семена в тигле | Нагревали на огне | Семена обуглились, осталась зола. |
|
Тесто в марле | Промывали в стакане с водой. | Вода в стакане помутнела. На марле липкая масса. |
|
Стакан с мутной водой Срез клубня | Капнули йод Капнули йод | Вода посинела Клубень на срезе посинел |
|
Семянка подсолнечника | Раздавили на белом листе бумаги | Жирное пятно |
Демонстрация опыта № 1
Семена пшеницы помещаем в пробирку и нагреваем их на слабом огне.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Ответ учащихся: на стенках пробирки появились капельки воды.
Вопрос: А как вы думаете, откуда она взялась?
Ответ: Она была в семенах (из семян)
Вопрос: Какой мы можем сделать вывод?
Учащиеся формируют вывод: В семенах содержится вода.
Какие ещё вещества содержатся в семенах?
Демонстрация опыта № 2
Нагревание семян на металлической пластинке (или тигле). При прокаливании выделяется дым, семена обугливаются. Это сгорают органические вещества. После их сгорания остаётся зола, состоящая из несгорающих минеральных веществ.
Вопрос: Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: В состав растений входят минеральные вещества.
Демонстрация опыта № 3
Для проведения этого опыта я приготовила муку.
Вопрос: Из чего делают муку?
Ответ: из зерён пшеницы.
Значит …. Всё то, что есть в семенах, есть в муке, она имеет такой же химический состав.
(приглашаю ученика для поведения опыта)
Муку помещаем в марлю и хорошо промываем тесто в стакане с водой. Затем смотрим, что осталось в марле. (Белое, тягучее (растянуть) и клейкое (потрогать) вещество (масса)).
Эта тягучая клейкая масса - клейковина. Она сходна по составу с белком куриного яйца и называется растительным белком.
Делаем вывод: в состав растений входит белок.
Демонстрация опыта № 4
Кроме белка в состав растений входит ещё одно вещество.
(приглашаю ученика для проведения опыта)
Добавляем в стакан с мутной водой, в котором промывали тесто, 2-3 капли йода.
Вопрос: что мы наблюдаем?
Ответ: вода посинела.
Йод является индикатором крахмала.
Вывод: следовательно, в состав растений входит крахмал и белок - это органические вещества.
Ещё одно доказательство присутствия крахмала в растениях: на разрез клубня картофеля капнем несколько капель йода. Что происходит? Картофель тоже синеет.
Проведение учащимися опыта № 5
У вас имеются семена подсолнечника и белая бумага. Положите на бумагу семена подсолнечника и раздавите их.
Вопрос: Что вы обнаружили?
Ответ: Масляное пятно (если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием).
Из семян этих растений, а также из семян льна, конопли добывают масло.
Вывод: в семенах обнаружили ещё одно вещество - жир. Жир - это органическое вещество.
Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы), минеральные вещества и вода.
Как вы думаете, во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды, органических и минеральных веществ? Найдите ответ на вопрос в тексте параграфа 32, на стр. 155, второй абзац.
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. В листьях капусты - 90 % воды, в плодах огурцов - 96 % воды, в созревших семенах всего 5-15 % воды. Молодые растения содержат до 95-98 % воды, а одревесневевшие всего около 50 % воды.
Это связано с тем, что вода необходима для всех жизненно важных процессов, происходящих в организме растений. Поэтому клетки, в которых активно протекают процессы жизнедеятельности, всегда содержат много воды.
В семенах - 3 %
В корнях и стеблях - 5 %
В листьях - 10-15 %
Остальное приходится на органические вещества.
Вопрос: Как вы думаете, одинаковые части растений содержат одинаковое количество веществ? Сравните состав семян пшеницы и подсолнечника по таблице на стр. 155.
Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений?
Ответ: органических.
Вопрос: В каких семенах больше воды?
Ответ: у зерновок пшеницы
Вопрос: А минеральных веществ?
Ответ: у семянок подсолнечника.
Вывод: В семенах всех растений органических веществ значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Соотношение веществ в органах растений тоже может быть различно:
Зная химический состав растений, человек использует растения по назначению: для получения муки и крупы, содержащие углеводы и белки выращивают одни растения, для получения растительных жиров другие. Выпишите в тетрадь, какие растения содержат:
Белки - горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Жиры - подсолнечник, хлопчатник, лён, конопля, арахис, соя
Углеводы - пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис, просо, овёс, гречиха.
IV. Закрепление изученного материала.
Выполнение задания № 102 в рабочей тетради.
Проверка заполнения таблицы.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание. § 32, задание № 3 на стр. 157, повторить § 20 (зоны корня)
VII. Рефлексия.
Цели урока: Изучить химический состав растений на основе изучения состава семян; выработать практические умения по обнаружению питательных веществ в семени.
Оборудование: стаканы с водой, пробирки, марлевые салфетки, йод, сухое горючее, семена пшеницы или других растений, проростки Фасоли и пшеницы, семена подсолнечника, белая бумага, таблица “Строение семян”.
Ход урока:
1. Изучение нового материала.
Мы знаем, что все живые организмы имеют сходный химический состав.
Запись в тетрадь. Тема: Химический состав растений
Цель нашего урока, узнать из каких веществ состоят растения, на какие группы они делятся.
Внимательно следите за тем, что я буду, делать и говорить и по ходу рассказа надо будет заполнять таблицу.
Демонстрация 1 опыта:
Вы, конечно знаете, что у меня за семена.
Вопрос: Из каких веществ состоят эти семена? Что в них есть?
Семена кладут на дно пробирки и нагревают.
Вопрос: Что вы видите? (на стенках пробирки появилась вода)
Вопрос: Правильно. А откуда она взялась? (Она была в семенах)
Вывод: Вещество которое находится в семенах – это вода.
Вопрос: Какие вещества кроме воды находятся в семенах
Демонстрация 2 опыта:
Опыт: В маленький тигель кладут 10-15 семян пшеницы и нагревают. Когда при прокаливании начнут выделяться бурые пары, зажечь семена. Когда пламя погаснет показать ученикам обуглившие семена.
Вывод: В семенах есть вещества, которые могут гореть. Эти вещества обугливаются и сгорают. Такие вещества называют минеральными.
После сгорания минеральных веществ остается зола. Зола не горит. Зола- это минеральное вещество.
Демонстрация 3 опыта:
Показать муку.
Вопрос: Что это? (мука)
Из чего приготавливают муку? (из зерен пшеницы)
Как делают муку? (Семена пшеницы размалывают на мельнице.
Вывод: Значит все то, что есть в семенах, есть в муке.
Опыт. Взять пшеничную муку и замесить тесто. Затем тесто промыть в воде. После промывания опустить в чистую воду и промывать до тех пор, пока вода не будет мутнеть.
Вопрос: Что осталось в тряпочке?
Это вещество беловатое, тягучее (растянуть) и клейкое(потрогать).Это вещество растительный белок, который содержится в клейковине.
Вывод: В состав растений входит белок.
Опыт. Кроме белка в состав растений входит еще одно вещество. Если мы капнем в стакан с мутной водой йод, то вода посинеет, т.к. в состав растений входит крахмал, который синеет под действием йода.
Вывод: Йод является индикатором для крахмала. Следовательно,в состав растений входит крахмал и белок - это органические вещества..
В состав растений входит еще вещества.
Демонстрация 4 опыта:
Раздавить семена подсолнечника.
Вопрос: Что вы обнаружили? (Если кто скажет, что вода, можно проверить подсушиванием). Из семян этих растений добывают масло.
Вопрос: Какие это растения? (подсолнечник, лен, конопля)
Вывод: В семенах обнаружили еще одно вещество – жир. Жир – это органическое вещество. Таким образом, в состав растений входят органические вещества (белки, жиры, углеводы) минеральные вещества и вода.
Вопрос: Во всех ли органах растений содержится одинаковое количество воды?
В органах растений содержится неодинаковое количество воды, органических и минеральных веществ. Листья капусты 90% воды, в плодах огурцов - 96% воды. Молодые растения содержат до 95-98% воды,а в одревесневших до 50%.
Вопрос: Почему? (вода необходима для всех жизненных процессов, происходящих в организме растений).
Работа с учебником.
Вопрос: Каких веществ больше всего в семенах растений? Ответить на этот вопрос вы получите из учебника стр. 143(5 абзац) -144.
Записать в тетрадь.
Белки – горох, фасоль, бобы, соя, чечевица
Жиры – подсолнечник, хлопчатник, лен, конопля, арахис, соя.
Углеводы – пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, рис.
Пшеничная мука содержит также немного жира.
Состав семян Какие запасные питательные вещества находятся в клетках эндосперма или зародыша?
Известно, что из размолотых зерен пшеницы получают муку. Это в основном измельченный эндосперм. Возьмем немного пшеничной муки, сделаем из нее комочек теста͵ завернем его в марлю и промоем в стакане с водой 101 . Вода помутнеет оттого, что из теста вымывается какое-то вещество. Вскоре на марле останется тягучая клейкая масса - клейковина, или растительный белок .
Добавим в стакан с мутной водой 2-3 капли раствора иода.
Содержимое стакана окрасится в синий цвет. Известно, что крахмал синеет при действии на него иодом. Значит, в воде содержится крахмал. Окрасившийся крахмал постепенно осядет на дно стакана.
Но особенно богаты жирами семена подсолнечника, хлопчатника и ряда других растений.
Белок, крахмал и жиры - это органические вещества, которые содержатся в семенах всех растений , но в семенах разных растений их содержание различно. В зерновках пшеницы много крахмала, значительно меньше белка и совсем мало жира. В семенах фасоли много белка и меньше крахмала. В семенах подсолнечника много жира.
Человек выращивает растения для получения органических веществ. Чтобы получить муку и крупу, содержащие крахмал и белок, выращивают не только пшеницу, но и режь, ячмень, кукурузу, овес, просо, рис, гречиху. Горох, бобы, сою, фасоль, чечевицу высеивают, чтобы получить продукты, богатые белком.
Подсолнечник, хлопчатник, лен, арахис, сою и другие масличные культуры выращивают для получения растительных жиров.
Какие вещества, кроме органических, содержатся в семенах? Ответить на данный вопрос поможет простой опыт.
Положим в пробирку сухие зерновки пшеницы или семена другого растения и подогреем их на слабом огне. На стенках пробирки вскоре появятся капельки воды, так как вода, находящаяся в семенах, при нагревании испаряется. Образовавшийся пар соприкасается с холодными стенками пробирки, охлаждается и оседает на стекле каплями воды.
Продолжим нагревание. Семена обуглятся, и в пробирке появится дымок. Это сгорают органические вещества семян: крахмал, белок и жиры. После сгорания органических веществ остается зола Она состоит из несгорающих минеральных веществ.
Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в состав семян входят органические вещества, минеральные вещества и вода. В семенах разных растений содержатся неодинаковые количества воды, органических и минеральных веществ.
Зерновки пшеницы содержат воды в два раза больше, чем семена пол солнечника. Органических веществ в семенах подсолнечника больше, чем в зерновках пшеницы. Органических веществ в семенах всех растений значительно больше, чем воды и минеральных веществ.
Кухня — это центр жизни нашей семьи. Здесь пьют чай, обсуждают последние новости и конечно же химичат.
Мы с Владиком химичим, начитавшись книг, а Макарка химичит по своей собственной программе — то соли в чай насыплет, то средство для посуды пробует на вкус. Весело у нас на кухне.
В продолжение темы индикаторов на кухне напишу об одном чудном веществе, с которым замечательно проводить опыты вместе с ребенком. Это крахмал — обычный картофельный. С кукурузным тоже можно провести фантастические опыты, но сегодня не о нем.
Опыты с крахмалом и йодом
С помощью йода можно заставить посинеть картошку.
От йода синеет крахмал - это вещество которого очень много в картошке. Поэтому опыты с посиневшей картошкой проводят часто. Мы решили пойти дальше и проверить продукты, которые нашли в холодильнике, на наличие крахмала. Мы капали йодом на лимон, дайкон, яблоко, сырой картофель, вареный картофель, вареную морковь, чеснок, колбасу, сало, хлеб, овсяные хлопья.
Яркое окрашивание у хлеба, картофеля, при том, что активнее прореагировали вареный картофель, овсянка, морковь. Можно сделать вывод, что в этих продуктах содержится крахмал, а в остальных его либо нет, либо количество незначительное.
Обратите внимание, что вареный картофель окрасился ярче, чем сырой. В одной книге нашла такое объяснение для деток. Крахмал находится в сырых овощах как-будто в коробочках, а при варке коробочки разрушаются, и йоду легче добраться к крахмалу и прореагировать с ним.
На эту тему провели еще один опыт.
Сварили клейстер из крахмала. На кружку воды взяли одну столовую ложку крахмала. Итак, в стаканчиках (слева на право):
- клейстер + 2 капли йода,
- крахмал в воде + 2 капли йода,
- просто вода с йодом.
Кстати йод лучше растворяется в масле, чем в воде (вдруг кому пригодится).
Красиво получилось! И очень хорошо видно, что йод с крахмалом активнее прореагировал именно в клейстере.
Продолжим экспериментировать!
Попробуем обесцветить крахмально — йодную фиолетовость!
Черным-черно получилось! Отдельно приготовили раствор из 60 мл воды и 1000 мг аскорбиновой кислоты. Купили в аптеке драже аскорбинки (по 50 мг в каждой), измельчили 20 штучек. Только вот в начале моя математика дала огромный сбой, и я измельчила не 20 штучек, а 200 штук
Аскорбиновый раствор начинает бороться с йодом и побеждает его! Раствор почти обесцвечивается.
Многие, наверное и позабыли о простом рецепте клейстера из крахмала. Если да, то рады быть полезными. Друзья, мы стараемся показать вам, что наука — это весело. И если у вас есть интересные вопросы, на которые вы хотите получить экспертные ответы — напишите нам. Мы ответим на них в ближайших выпусках рубрики “ПочеМук ”. Давайте делать Веселую Науку вместе. +100500 к карме тем, кто делится статьями с нашего сайта в социальных сетях и рассказывает о нас своим друзьям. До скорой встречи, друзья.
Удачных экспериментов! Наука – это весело!
Ваша Галина Кузьмина